«А не пошел бы ты работать на такси». Как устроиться и сколько можно заработать
Во время кризисов и отчаяний много кто из нас лишается привычного места работы и уклада жизни, вынуждая себя экономить, отказывая в поездках за рубеж или в подарках детям. Но при этом у человека может остаться в наличии неплохой актив – личный автомобиль, на котором можно заработать хотя бы для поддержки штанов.
Один из вариантов заработка на личном автомобиле – устройство в такси. Рынок этот сейчас достаточно современный и на нем присутствует несколько крупных агрегаторов, объединяющих тысячи больших и маленьких таксомоторных компаний. Самые известные игроки – «Яндекс.Такси» в связке с международным сервисом Uber, ГК «Везет» (бывший ГК «Лидер»), Gett, Maxim, «СитиМобил».
Таксопарки сдают машины в аренду, а также подключают водителей на личных авто. При этом чаще всего лицензию на перевозку пассажиров от автовладельца не требуют, а собственные автомобили, как правило, имеют всю необходимую документацию для осуществления деятельности такси.
Цена суток аренды автомобиля эконом-класса на газу в зависимости от компании начинается от 1100 рублей, чаще всего без учета топлива. При желании на сайтах бесплатных объявлений можно найти машину и за 900 рублей. На личном автомобиле за аренду вы ничего не платите, но все формальности в лице страховок, лицензий и обслуживания машины, ложатся на вас. Самому можно работать, подключившись к системам заказа такси как через таксопарк, так и став самозанятым. Третий вариант – оформление себя в качестве индивидуального предпринимателя. При этом ваш стаж вождения должен составлять не менее 3-х лет, автомобиль соответствовать требованиям таксопарка и агрегатора.
- У «Яндекс.Такси» нет своих водителей, но мы сотрудничаем с перевозчиками, среди них – таксопарки и индивидуальные предприниматели, в том числе водители в статусе самозанятых. По законодательству, именно перевозчики несут ответственность за водителей, и в соглашении с ними мы четко прописываем обязанность соблюдать все необходимые нормы и процедуры. Наличие разрешений на осуществление пассажирских перевозок легковым такси предусмотрено законодательством. Разрешение выдаётся не на водителя, а на автомобиль. Если выявляется отсутствие разрешений - мы блокируем таких партнёров, - рассказали ProKazan о принципах работы сервиса Яндекс.Такси.
- При подключении к нашему сервису мы предъявляем требования, предусмотренные законодательством РФ: не менее трех лет стажа и наличие разрешения на перевозки, а также проводим очный осмотр автомобиля. В нашем инструктаже мы рассказываем перевозчикам о технических особенностях программы, а также дополняем собственными стандартами качества: вежливость, чистота салона, стиль вождения. Сервис «Везёт» регистрирует легальных перевозчиков, имеющих разрешение на перевозку пассажиров. Прежде всего, заключается договор между перевозчиками и сервисом. Причем важным преимуществом нашей работы для водителя является принцип peer-to-peer, при котором исключаются посредники в получении дохода, т.е. безналичная оплата поступает сразу на счет партнеру. Это позволяет строить по-настоящему доверительные отношения с перевозчиками, что выгодно всем участникам процесса, - рассказали ProKazan в пресс-службе агрегатора «Везет» (бывший «Лидер»).
Что касается оплаты услуг. Помимо доходов у вас есть расходы по нескольким пунктам:
1. Комиссия агрегатора в размере 10-15% от стоимости заказа.
2. Комиссия таксопарка или налоги. Таксопарк забирает 3-6% от стоимости заказа. В случае если вы самозанятый, вы платите 4% за заказ от физического лица и 6% за заказ от юридического. Если вы ИП, то вы обязаны заплатить 36 238 рублей в фонды ОМС и ОПС за год.
3. Топливо. Если человек работает на автомобиле постоянно, то выгоднее установить газобаллонное оборудование. Литр пропан-бутана стоит в два раза дешевле, чем литр бензина, а проехать можно почти такое же расстояние.
4. Амортизация автомобиля. Чем больше километров пройдено, тем больше автомобиль требует расходов на содержание. По нашим подсчетам, эта сумма составляет 200 рублей в день или 6000 в месяц.
5. Страхование и лицензия. Существует обычный полис ОСАГО и ОСАГО с пометкой «для такси». Второй полис, обязательный для перевозки пассажиров, для юридического лица обойдется в 20 тысяч рублей. Лицензия оформляется в Минтрансе и обойдется в несколько тысяч рублей.
Таксисты довольно неохотно шли на контакт нашим корреспондентом. Большинство спикеров просили не публиковать их данные в нашей статье, а единственный, кто дал комментарий, отказался присылать свою фотографию. Кроме того, многие люди не хотят «светиться», потому что боятся, что об их подработке узнают на основной работе. У кого-то просто нет настроения общаться после долгого рабочего дня.
- У меня позиция принципиально отличается от позиции других таксистов, поэтому я ее озвучивать не буду. Я работаю не пять дней в неделю и беру не все заказы. Я очень ленив. Меня совершенно не устраивает себестоимость поездки. Если за километр выходит меньше 15 рублей, то работать не очень, - сказал водитель такси, пожелавший остаться анонимным.
По словам мужчины, в среднем у него выходит по 13 рублей за километр. В день «чистыми» с учетом амортизации, страховок, комиссий, бензина и утери товарной стоимости автомобиля получается заработать в среднем 1,5 тысячи рублей.
В группе, объединяющей несколько тысяч водителей казанских такси, довольно много гневных комментариев о стоимости заказов. Да, конкуренция и ценовая доступность обвалили цены, а снижение покупательской способности не дает возможности для их повышения после роста цен на топливо. Если раньше можно было зарабатывать по 600 рублей в час, то сейчас только 400. При этом несколько лет назад литр бензина АИ-95 стоил в районе 30 рублей, а в 2019-м году – 43 рубля на хороших заправках.
А вот водитель по имени Павел считает, что не все так плохо. В начале нулевых, до 2005 года, он торговал пейджерами, имея в Казани 10% рынка, и подержанными сотовыми телефонами. Ему удавалось зарабатывать по тем временам просто классные деньги – 50 тысяч рублей в месяц «чистыми». Потом бизнес стал нерентабельным, и он ушел в такси, зарабатывал такие же деньги. За несколько лет он сменил несколько автомобилей, купил лимузин, который сдает в аренду, и продолжает трудиться в такси. На вопрос «Не хотите ли работать в другом месте?» отвечает просто:
- Все мы когда-нибудь мечтаем разбогатеть. У меня авто на метане, поэтому я могу за 10 часов зарабатывать 4 тысячи рублей в день, плюс 10% стоимость топлива. В месяц выходит приличная сумма. Езжу только по городу, заказы в поселках не беру.
По его словам, не стоит путать подработку в такси с работой в такси. В первом и во втором случае совершенно разные подходы к самой деятельности и другой уровень оказания услуг.
Портал ProKazan.ru ищет героев материала: напишите нам, почему мы решили бросить свою работу и устроиться в такси? Мы ждем ваших писем на почту news@prokazan.ru с пометкой «МАТЕРИАЛ ПРО ТАКСИ».