Интерес к крупным торговым центрам падает
Эксперты говорят о серьезных изменениях на рынке коммерческой недвижимости. Резкое падение интереса к крупным торговым центрам в США началось несколько лет назад. Сейчас отголоски этого процесса ощущаются и в России, пишет «Коммерсантъ». Застройщики размещают в торговых центрах развлекательные зоны, стремясь удержать трафик. Аналитики полагают, что к 2023 году из 100 объектов суммарной площадью 1,2 млн кв. м может исчезнуть торговля.
По данным «Магазина магазинов», в 2020 году не планируется ввод ни одного ТЦ площадью свыше 100 тыс. кв. м. В Москве самым крупным новым ТЦ станет «Город Косино» площадь которого составит менее 90 тыс. кв. м. Средняя площадь сдаваемого объекта в столице в 2020 году составит 9,3 тыс. кв. м. По сравнению с 2019 годом показатель снизится более чем в полтора раза.
По мнению ведущего аналитика «Магазина магазинов» Ярослава Шилова, сейчас у арендаторов и потребителей более востребованными становятся небольшие объекты. Глава департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева согласна с тем, что модель ТЦ, популярная в последние десятилетия, устаревает. Инвесторы предпочитают небольшие локальные объекты.
На Западе снижение интереса к крупным торговым центрам началось несколько лет назад. По данным Coresight Research, в США объем торговых площадей за четыре года увеличился всего на 0,4%. По прогнозу Credit Suisse, в 2022 году 25% объектов закроются. Это связано с тем, что покупатели предпочитают совершать покупки в онлайн-магазинах. В мире продолжает расти популярность интернет-ритейла. В России за год объем рынка интернет-торговли вырос на 26%, до 725 млрд рублей. Аналитики заявляют о начале кризиса торговых центров. Траффик ТЦ демонстрирует отрицательную динамику. По данным Watcom Group, в Москве показатель Shopping Index, отражающий число посетителей на 1 тысячу кв. м торговой площади, с 2013 года упал на 17%.
Гендиректор Familia Константин Надеждин считает, что в fashion-рознице количество торговых точек может снизиться на 5–7%. Однако он убежден, что в этом сегменте традиционная розница останется актуальной, сети будут открывать шоурумы, где покупатели смогут увидеть товар вживую.
Торговые центры переориентируются на развлекательный формат, чтобы привлечь покупателей, говорит глава департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина. По ее словам, с 2008 года в качественных ТЦ доля развлекательных площадей увеличилась с 4% до 13%, более чем втрое. Это позволяет ТЦ привлекать дополнительный трафик. По оценке главы департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Оксаны Мостяевой, развлекательная составляющая позволяет повысить посещаемость ТЦ на 15–20%.
Читайте также: