Исследование: каждый десятый водитель рискует попасть в ДТП из-за мобильного телефона
Специалисты Аналитического агентства «ПромРейтинг» изучили степень отвлекающего воздействия личных средств связи на водителей легковых автомобилей Казани. В ходе изучения темы выяснилось, что в среднем, в светлое время суток около 4,5% автомобилей на дорогах столицы Татарстана управляются водителями, параллельно занятыми в общении через мобильные устройства.
При этом, в среднем 23% автомобилистов, совмещающих руль и гаджет, используют устройство «по старинке», поднеся его к уху, а 77% глазами считывают информацию с экрана и вводят ее, используя пальцы.
Чаще всего смартфоны для ввода и вывода информации задействуются в пробках и на светофорах. Исследование показывает, что и в том и в другом случае, находясь за рулем в заведенной машине, выключен из полноценного процесса взаимодействия с дорогой примерно каждый десятый автомобилист.
Максимальный процент уткнувшихся в свои смартфоны водителей на дорогах Казани наблюдается в будни, в вечерние часы-пик. Это время отмечено наибольшим количеством как звонящих, так соприкасающихся с телефонами водителей. На некоторых улицах города в это время, судя по наблюдениям, взаимодействует со своим коммуникатором каждый третий водитель.
По нашей статистике наименьший процент отвлекающихся на смартфоны водителей Казани отмечается в обеденный временной промежуток будней и по утрам в выходные. Детально смартфон, как фактор отвлекающий водителя от управления автомобилем, разобран на предлагающейся инфографике.
Использование мобильных устройств за рулем автомобиля, как ни странно, слабо изученный фактор, судя по всему, существенно сказывающейся на дорожной аварийности. Всем ясно, что телефон рядом с водителем это плохо, но никто точно не знает насколько.
Проблема в том, что до сих пор как в России, так и в мире, сложно высчитать процент и тяжесть ДТП, косвенным фактором образования которых явился разговор по телефону, написание сообщений, фотосьемка и общение в социальных сетях.
Смартфон один, а структура рисков, исходящих от него, многогранна. Отвлечение сознания автомобилиста сторонними темами разговоров, внезапные звуковые, вибрационные и световые сигналы, отвлечение рук и глаз, написание текстов, выскальзывание и внезапные падения устройства, попытки сделать более удачные фотографии и видеозаписи. Сигналы мобильных устройств дополняют общую картину какофонии индикации современного автомобиля, смазывают вектор внимания водителя.
Из года в год по миру растет среднее время, которое автомобиль проводит под управлением водителя, полностью переключившегося в мобильное устройство. Такое поведение рано или поздно выливается в привычку. Недостаток уделяемого дороге внимания приобретает накопительный эффект, который обязательно приведет к неприятным последствиям.
Речь не только о сбитых людях, серьезных авариях или падениях в пропасть. Склонность пребывать параллельно за рулем и в смартфоне в том числе влияет на проколы колес, сколы от камней на стеклах и прочие мелочи.
Риск серьезных неприятностей увеличивается, когда привыкший к постоянному взаимодействию с контентом в смартфоне водитель попадает в нестандартные условия – гололед, туман, снег, движение по скоростной трассе. Остатков внимания между написанием сообщений и просмотром ленты в социальных сетях может не хватить на отслеживание нестандартных, стремительно развивающихся ситуаций.
Вторая проблема, связанная с использованием мобильных устройств за рулем автомобилей, связана с устареванием законодательства и кривизной правоприменительной практики. Термин «телефон» в отношении водителя можно встретить лишь в двух нормативных документах КоАП и норма ПДД.
Статья 12.36.1 КоАП РФ
«Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».
ПДД РФ пункт 2.7
«Водителю запрещается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук».
Закон написан очень расплывчато. Вызывает вопросы сам термин «телефон», так как даже исходя из проведенного нами исследования, основная угроза в современных реалиях исходит не из голосовой связи, а от коммуницирования через Интернет. Писать сообщения хуже, как минимум из-за того, что такое общение требует от водителя не только воздействия руками и ушами, но и обращения взгляда. Современные устройства, в отличие от трубок предыдущих поколений, крайне требовательны к присутствию на себе взгляда пользователя.
Даже если современный смартфон притянув за уши назвать телефоном – автомобилисту на законодательном уровне ничего не мешает просматривать сообщения, фотографировать и писать тексты используя электронные книги, планшеты и умные часы. Эти устройства, как мы понимаем, ничем не лучше телефона в руках автомобилиста, но для КоАП, ГИБДД и законодателя они еще не изобретены.
Законодательная норма слишком общая, расплывчатая и не современная. Возражать в ней можно всему, даже термин «не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук» можно поставить под вопрос – ведь в каждом телефоне есть режим громкой связи, а значит он оборудован этим самым устройством.
Да и сама идея «Hands Free» как безопасного способа общения в машине вызывает все больше вопросов. По некоторым оценкам такой способ коммуникации ничуть не лучше трубки, поднесенной к уху рукой. Водители с «Hands Free», как считается, ездят быстрее, чем с классическими мобильными в руке, не испытывая чувства опасности. Для подключения устройства часто приходиться проводить сложные манипуляции с приборами, отвлекаясь от управления автомобилем, да и рассеянность внимания при обсуждении острых тем никто не отменял.
Во многих автошколах, продвигающих техники контраварийной подготовки есть тренажер, оценивающий аккуратность езды между конусами водителя говорящего по телефону и сконцентрированного на дороге. Из тысяч испытуемых одновременно качественно рулить и поддерживать оживленную беседу удается нескольким процентам водителей.
Штраф «за телефон» существует и равен 1500 рублей, но применятся крайне редко из-за проблемы с регистрацией правонарушения. В связи с этим утрачена его воспитательная функция.
Комплексное исследование по группе тем проводилось на протяжении двенадцати недель в период со 2 апреля 2018 года по 17 июня 2018 года, при участии трех рабочих и одной контрольной группы исследователей.
Переменными условиями выступали рабочие и выходные дни, время дня, районы Казани, способ взаимодействия с мобильными устройствами, дорожные ситуации (светофор, движение, дорожный затор).
Работа исследовательских групп затрагивала всю территорию города Казани, обособленную административными границами.