Капитан «Арабеллы» о том, почему произошла трагедия «Булгарии» и как возродить речной флот
Во ворник, 10 июля, в Татарстане вспоминали погибших на теплоходе «Булгария». Со дня трагедии, унесшей на Куйбышевском водохранилище жизни 122 человек, прошло 7 лет. К мемориалу близ поселка Сюкеево каждый год приезжает капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, который первый пришел на помощь тонущей «Булгарии» и спас вместе со своей командой 79 человек.
«Никогда не пропадут из головы картины погибших детей, тех, которых мы поднимали на борт. Это очень страшные воспоминания»
Капитан «Арабеллы» спустя 7 лет после трагедии: «До сих пор анализирую, все ли правильно сделал»
Семь лет назад в этом красивом месте произошла страшная трагедия. Что вы чувствуете, глядя на эти воды?
- Приезжаю сюда, на место памяти, и легче становится. Уезжаю уже посвежевшим человеком. Об этом нельзя забывать, да и невозможно. Надо помнить, чтобы не допустить такую ситуацию еще раз. Надо признать, что, к сожалению, есть люди, которые пренебрегают правилами безопасности. Но если и учиться на таких ошибках, нельзя совершать их снова.
Роман Лизалин приезжает к мемориалу памяти каждый год
Думали о том, что можно было сделать по-другому?
- До сих пор анализирую, все ли правильно я сделал. И прокручивая у себя в голове, понимаю, что, попади я снова в такую ситуацию, принял бы те же решения. Не отступил бы ни на миг, ни на шаг. Я понимаю, что мы сделали все, что могли, но… Есть в душе то ли чувство вины, то ли беспомощности… Ты понимаешь, что ты сделал все от тебя зависящее. Но очень горько, что не смогли спасти всех. Особенно никогда не пропадут из головы картины погибших детей, тех, которых мы поднимали на борт. Это очень страшные воспоминания.
После трагедии теплоход-герой купил холдинг «Ак Барс». Фото из архива.
Что с вашей «Арабеллой»?
- Это еще один печальный момент. «Арабелла» - это судно, в которое мы вложили очень много сил и энергии. По большому счету, ситуация спасения людей при трагедии «Булгарии» - это только часть того, за то я уважаю свой экипаж. Моя команда - это не случайные люди, я могу сказать, что они полностью отдали себя флоту. Мы совместно с экипажем вдохнули жизнь в это судно. «Арабелла» стояла в Москве, как гадкий утенок, в плачевном состоянии. Своими руками мы приводили ее в порядок. И после ситуации с «Булгарией» судно забрали на ремонт. По плану «Арабелла» должна стать судном класса повышенной комфортности. В проекте заложен увеличенный запас безопасности, непотопляемости, прочности, но из-за отсутствия финансирования ремонт отложен на неопределенный срок.
Часть экипажа, конечно, разошлась на другие суда, чать работает со мной. Это очень печально. «Арабелла» - живое судно, которое сделано из ничего, и которое стало символом упорства, труда и целеустремленности.
Роман Лизалин назвал главные проблемы речного флота. Фото из архива.
«Ситуация на речном флоте по России - провальная яма. Мы предлагаем проекты, хотим, чтобы ситуация изменилась, но глобально ничего не происходит»
Как вы оцениваете наш речной флот?
- Ситуация на речном флоте по России - провальная яма. Мы предлагаем проекты, хотим, чтобы ситуация изменилась, но глобально ничего не происходит. Я не буду комментировать безопасность на нашем «Татфлоте», но по неофициальным данным, люди там уже несколько месяцев не получают зарплату. Как им жить? Кто будет работать? О какой тогда безопасности идет речь? Когда человек получает деньги, он готов отдавать себя полностью делу. А так мы получаем низкий уровень профессионализма на речном флоте. У нас очень низкий авторитет этой профессии! Если раньше речники были особой кастой, то сейчас это обыденная профессия, как грузчик. Люди понимают, что их отдача не будет ничем мотивирована. Мы теряем профессионалов, а с ними и безопасность. Это все - звенья одной цепи.
Говорят, вот, мол, построим суда и все станет хорошо. Но так не будет! Потому что судно можно построить за три года, а вырастить капитана-профессионала - десятки лет! Кто будет работать на новых судах, если они будут?
Перегон судов в Нижнекамске. Фото с личной страницы Романа Лизалина.
То есть все дело в людях? Нужно обучать людей и все будет хорошо?
- Не совсем, здесь должна быть совокупность мер. Мы же понимаем, что если судовладелец не обращает внимание на техническую составляющую судна, то будь там хоть супер-экипаж, безопасность не будет на должном уровне. Здесь должен быть тандем судовладельцев и контролирующих организаций. И конечно, профессионализм экипажа. Сейчас мы имеем кадровый голод. Но его нельзя решить по мановению волшебной палочки.
У профессии речника очень низкий рейтинг. Популярность этой профессии, уважение к ней находится на самом дне. Нам нужно начать хотя бы информировать молодых людей, пытаться завлечь работать на суда. Они приходят, проходят какие-то курсы, а затем проходит месяц, и они уходят. Это случайные люди, и это плохо. Возможно, нужно снимать ролики, делать больше репортажей об этом.
Параллельно с этим, людей нужно обучать. Но мало просто начать их обучать, нужно создать базу. Сколько лет мы бьемся за строительство кампуса на базе филиала казанского университета водного транспорта. У нас ведь даже ребятишки из деревни не могут приехать учиться, потому что нет общежития. Лично мне деревенские очень нравятся, они более ответственные, работящие. Но чтобы отучиться, им нужно где-то жить, а ведь далеко не все могут себе позволить снимать квартиру. У нас есть предложения, и даже деньги уже выделены, но подвижки идут медленно. Мы с каждой навигацией упускаем шанс вернуть былое величие речного флота.
Третье - строительство судов. Я понимаю, почему суда не строятся. Понимаете, самые окупаемые суда - это танкеры, перевозящие нефтеналивные грузы, их окупаемость примерно 10-15 лет. Сухогрузный транспорт окупается через 20 лет. Но если мы говорим о круизном транзитном флоте, то срок его окупаемости составляет примерно 30-35 лет. Ну какой инвестор захочет построить себе судно за 1-2-3 млрд рублей для того, чтобы через 35 лет его вернуть? Поэтому здесь требуется непосредственное финансирование государства. Поблажки государственных программ есть, но это мизерные поощрения. И поэтому я предлагаю распределить дотации: если у одних срок окупаемости меньше, то дотаций им должно быть поменьше. А вот пассажирские, напротив, должны получать больше.
Перегон судов в Нижнекамске. Фото с личной страницы Романа Лизалина.
Что еще не хватает речному флоту?
- Речной флот заживет только в том случае, если государство обратит внимание на преференции и поддержку перевозок речным флотом. У нас есть субсидирование воздушных перевозок, были огромные программы по ж/д транспорту (он до сих пор считается монополистом по грузовым перевозкам). Но ведь дотации можно распределять более равномерно. Хотя бы в летний период можно уравнять дотации ж/д перевозок и речного флота. Нам говорят, что это невыгодно. Ну как не выгодно? Речную инфраструктуру содержать в разы дешевле, чем это делать на ж/д перевозках. Вот мы говорим, что у нас перегружены автомобильные дороги, так давайте их разгружать речным флотом. Реки - это те же дороги!
С чего начать? Да со всего сразу. Можно говорить, что кризис, но я верю, что что-то может измениться. Я уверен, что если бы нас поддержали, мы обречены на успех. Речной флот можно возродить, и мы не будем иметь трагедий подобных «Булгарии».
У вас есть мечта?
Фото с личной страницы Романа Лизалина.
- Я мечтаю, чтобы наши суда ходили по маршруту Москва-Севастополь. Инфраструктура для этого есть, осталось построить суда. Мы выучим ребят, они будут стоять у штурвала. И как россияне, так и гости нашей страны, смогут сесть на теплоход, добраться до Севастополя, любуясь просторами, погулять там и вернуться в свой город.
Читайте также:
- Аренда однокомнатной квартиры в Киеве: сколько стоит в 2020 году и где найти выгодные варианты
- Казань сегодня: выступления в День города, ВСМ и продажа кинотеатра
- "Лемуры в стрессе": в новый казанский зоопарк переехали лемуры и мартышки Бразза
- X5 Retail Group и Иннополис разработают магазин без продавцов