Крановщики Казани: "Техника изношена, на стройках не соблюдают правила безопасности"
В июне произошло ЧП на улице Камалеева. Башенный кран "БК-515" во время урагана упал на многоэтажный дом. К счастью, обошлось без жертв - высотка спасла машиниста, не дав строительной технике упасть на землю.
По предварительной версии, озвученной застройщиком, башенный кран не был пристегнут к рельсам, поэтому во время сильных порывов ветра пришел в движение и, потеряв равновесие, рухнул. Якобы все остальные краны на строительной площадке были "пристегнуты".
Машинисты башенных кранов со всей России относятся к официальной версии скептически и беспокоятся, что их коллегу могут сделать крайним в этой истории. После публикации материала на сайте ProKazan.ru они позвонили в редакцию и предложили встретиться, чтобы рассказать о своих проблемах и объяснить, почему же по всей России идет "кранопад".
Мы договорились встретиться после рабочего дня в небольшом кафе у станции метро "Яшьлек". Ожидал, что придут 2-3 человека, но в итоге пришло около десяти. Дать свое имя и фотографию в СМИ согласились немногие - боятся потерять работу, на которой каждый день рискуют своей жизнью.
Претензий у крановых, как называют себя машинисты башенных кранов, накопилось много. И низкая зарплата, и повсеместное нарушение правил техники безопасности на строительных площадках, и отсутствие уважения со стороны коллег.
- Крановой в СССР был самым уважаемым человеком на стройке, - говорят рабочие. - От него зависело все: придет крановой - будет работа, не придет - не будет. Сейчас крановщика не уважают. Бывали случаи, правда не в Татарстане, когда рабочие-каменщики даже били крановых.
В чем причина споров? Все просто: машинисты башенных кранов хотят работать, соблюдая технику безопасности. Но это значит, что работы у каменщиков будет меньше, а значит и зарплата упадет.
- Они готовы уйти, если соблюдать все правила безопасности на стройплощадке! Этим и "шантажируют" компанию-застройщика.
На идеальной стройплощадке каждые 10 дней должны останавливать башенный кран на частичное техобслуживание. Обычно оно занимает всего пару часов, которых хватает на то, чтобы слесари и электрики проверили основные узлы и агрегаты, и, при необходимости, где-то что-то смазали или подкрутили. Раз в месяц необходимо проводить полное техобслуживание крана. В этом случае стройка может встать на целый день. Для строительной компании - это убытки.
- Некоторые компании выполняют техобслуживание, другие - нет, - говорят крановые. - Бывало такое, что приходишь на кран, а там даже приборов безопасности нет. Работаешь на свой страх и риск.
По словам крановщиков, единственный пункт из огромного свода правил техники по безопасности, выполняется лишь одно: не допускать посторонних в кабину крана. Но даже в этом случае были случаи нарушений.
- На строительстве жилого комплекса "Салават Купере" ночью один из рабочих залез на стрелу крана. Строители же народ веселый, сил немеряно: могут на крючках повиснуть или за ящик зацепиться, - вспоминает один из крановых. - По всем правилам, машинист башенного крана остановил работу, а ему начальник участка кричит снизу: "Работай, что стоишь?".
По словам крановых, сейчас республиканский центр переподготовки готовит машиниста башенного крана за месяц. Причем его выпускают сразу с 4-м разрядом.
- Ну как в течение месяца можно машиниста башенного крана обучить? - возмущается Ильфат Мутиев. - В СССР учили год и 8 месяцев и выпускали максимум с 3-м разрядом. А чтобы залезть на кран нужно было иметь 6-й разряд.
В Казани машинисты башенных кранов получают в среднем 200 рублей за час работы.
- А мне снизили до 150 рублей в час, - возмущается один из крановых. - Да столько посудомойка зарабатывает! Чтобы обеспечить семью всем необходимым машинисты башенного крана сидят в кабине не 8 часов, как положено, а по 12 и больше! Зачастую без выходных и без положенных надбавок.
Естественное, притупляется внимание. Чем это чревато, понимают многие: чуть отвлечешься и "припечатаешь" ящиком весом в полтонны строителя к стене. Это в лучшем случае, ведь так ненароком можно и "смахнуть" рабочего со строящегося этажа.
- У нас у крановых белая зарплата - это 10-15 тысяч, остальное черный нал. К сожалению это во многих фирмах практикуется.
Казалось бы, после ЧП на Камалеева, которое вызвало волну сообщений в соцсетях и СМИ, должны были ужесточить требования по безопасности на стройках. Однако, как признаются крановые, ничего практически не изменилось.
Крановым даже дополнительный инструктаж не провели. И опять машинисты приводят в пример советский опыт. В то время, если падал башенный кран, стройку на три дня останавливали, чтобы разобраться в причинах ЧП и не допустить подобного в дальнейшем.
- Марат (пострадавший на Камалеева крановщик) - опытный специалист, у него за плечами более 15 лет стажа. Говорят, что он виноват в том, что вовремя не выключил кран. Но вы поймите, чтобы он попросту не успел бы слезть с крана - там минимум 20 минут надо.
У каждого башенного крана внизу находится аварийный выключатель. При урагане стропальщик должен активировать его.
- А в этом случае внизу все разбежались и в итоге машинист башенного крана остался один на один с ураганом. И в такие моменты он в последнюю очередь думает о себе, так как все его мысли об одном - лишь бы никого не зацепить.
Машинисты башенных кранов хотят остановить кранопад по всей стране. Они пытаются достучаться до профильных министерств и ведомств, но упираются в стену.
- Я позвонила в Министерство строительства и ЖКХ РТ, - вспоминает Любовь Домеловская. - Трубку взяла секретарша. Говорю ей, что являюсь машинистом башенного крана и спрашиваю, можем ли мы с ребятами записаться на прием к министру, чтобы обсудить наболевшие вопросы. А она мне отвечает: "А какое отношение имеет министр строительства к вам крановщикам? Это не к нему. Это к вашему работателю".
Отчаявшись быть услышанными крановые записали видеообращение к президенту Владимиру Путину и выложили его в Интернет. В нем, кстати, есть и слова поддержки пострадавшему в ЧП коллеге из Казани.
- Как только руководители увидели этот ролик, двоих крановых, которых узнали, сразу уволили, - продолжает Любовь Домеловская.
Наш разговор продлился несколько часов. Когда мы уже расходились, Любовь Домеловская неожиданно добавила.
- Знаете за что я люблю свою работу? Вечером, когда работы на стройплощадке затихают, ты поднимаешься в кабину, завариваешь чашку кофе, откидываешься на спинку кресла и любуешься вечерней Казанью.