Квартира от кутюрье
В Москве насчитывается более десятка домов и комплексов апартаментов, где дизайн жилых помещений разработан звездами мирового уровня. Филипп Старк, Дэвид Линли, Пьеро Лиссони, Мартин Уоллер, Массимо Йоза Гини, Эрик ван Эгерат – далеко не полный перечень знаменитостей, которые привлекались к российским проектам.
Звезды сошлись
Из объектов, что представлены сегодня на первичном рынке, Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group, выделила бутик-отель Roza Rossa в Хамовниках (ул. Зубовская, д. 7), где дизайн апартаментов в духе прогрессивного минимализма разработан итальянским мэтром Пьеро Лиссони. Все апартаменты этом проекте сдаются с отделкой, встроенной техникой и оснащены мебельными системами из функциональных блоков по дизайну Lissoni Associati Milano.
Еще в одном люксовом проекте – ЖК Nabokov (Курсовой пер., 10 стр. 2) – дизайн разработан бюро Aukett Swanke, а интерьеры для пентхауса придумал французский дизайнер Жан Луи Денио.
ЖК "Набоков"
До недавнего времени география проектов, к которым приложили руку знаменитые западные дизайнеры, ограничивалась центром Москвы. Однако границы уже расширены. Так, к проекту «Дыхание» на севере столицы (Дмитровское шоссе, 13) застройщик привлек дизайнерское бюро YOO inspired by Starсk Филиппа Старка. Как рассказал Павел Брызгалов, директор по стратегическому развитию ФСК «Лидер», Филипп Старк руководил созданием четырех проектов отделки для жилых пространств в стилях, основанных на актуальных тенденциях мирового дизайна: minimal, classic, nature и culture.
Новинкой на рынке стало сотрудничество столичных застройщиков с известными элитными брендами. Так, ГК Insigma привлекла Bosco Casa в свой проект класса deluxe Ordynka на Малой Ордынке, 25. Квартиры в этом проекте продаются не только с отделкой, но и декором.
Квартиры с отделкой – тенденция последних лет. Покупатели получили альтернативу многолетним ремонтам.
ЖК "Ордынка"
По словам Марии Литинецкой, управляющего партнера компании «Метриум», участника партнерской сети CBRE, как правило, «звездные» дизайнеры решают в проектах высокого класса три задачи. Во-первых, громкое имя выделяет жилой комплекс на фоне других вариантов. Во-вторых, в восприятии покупателя работа дизайнера с именем приравнивает жилье к произведению искусства. В-третьих, это повышает статус проекта.
Интерьеры ЖК "Ордынка" в шоу-руме
Интерес известных зарубежных архитекторов тоже логичен, считает Анатолий Довгань, директор департамента мониторинга рынка и оценки Savills в России. Москва – крупнейший город, иметь в своем портфолио проекты, реализованные в российской столице, модно и престижно.
Бутик-отель Roza Rossa
Однако для массового сегмента приглашение зарубежных дизайнеров –скорее избыточная мера. Проекты комфорт- и часто бизнес-классов находятся в жестких экономических рамках, объясняет Мария Литинецкая. Покупатели такого жилья едва ли позитивно воспримут участие модного дизайнера в работе над их домом. Они настроены прагматично и понимают, что это приводит к удорожанию продукта. Большинство из них готовы «променять» участие дорогого специалиста на просторные места общего пользования или дополнительные удобства в виде кладовых или колясочных.
Деньги за имя
Когда речь идет о приглашении к участию звезд мирового уровня, очевидно, что привлекается целая команда специалистов, рассказывает Мария Литинецкая. В этом случае расходы застройщика на такое сотрудничество куда выше, чем затраты на услуги российских бюро. Особенно – с учетом роста курса иностранных валют.
Вместе с тем Екатерина Румянцева считает, что для застройщика траты на привлечение дизайн-бюро не столь велики, как может показаться: в среднем в экономике проекта эта статья расходов составляет 2%. А вот к стоимости жилья привлечение знаменитости добавляет 10-20%, говорят эксперты.
Российский клиент пока не готов переплачивать за имя знаменитого зодчего, считает Анатолий Довгань. При этом эксперт убежден, что тренд все равно будет активно развиваться – уровень требований к элитным проектам вырастет, и это коснется как архитектурной составляющей, так и дизайна. «Громкие западные имена и дальше будут использоваться российскими застройщиками, однако за пределы элитного сегмента эта практика не распространится», – резюмирует Мария Литинецкая.