Ольга Манелюк: как написать эффективный White paper?
Хороший White paper – половина успеха кампании на ICO. Сегодня это знают практически все разработчики. Но по-прежнему не все из них понимают, как же именно нужно писать «вайтпейпер», чтобы он считался «хорошим». Попытаемся разобраться.
Прежде всего, хороший White paper должен выполнять две ключевые функции: вызывать интерес и убеждать в результате.
Иными словами, инвестор, прочитав текст, должен сразу понять, что перед ним действительно стоящий проект, а его авторы – серьезная команда, которая не обманет и сумеет довести дело до конца.
Чтобы написать именно такой White paper, нужно правильно подавать информацию, уделяя особое внимание деталям.
Удобство для чтения
Чем легче и удобнее для восприятия White paper, тем выше вероятность, что инвесторы захотят с ним работать. Это значит, что текст должен быть структурирован: содержание с перечнем разделов – в начале, контактные данные – в конце, привлекательная обложка – сверху.
Разделы с техническим описанием продукта должны быть максимально подробными и технически грамотными.
Что касается стиля изложения и дизайнерского оформления – тут все неоднозначно.
Есть успешные проекты, авторы которых писали свои «вайтпейперы» в сухом научном стиле и без художественных изысков, а существуют и такие, кто, наоборот, сделал ставку на красочность.
К числу первых можно отнести White paper разработчиков Aerternity, проекта, собравшего на ICO 34 млн долларов, а вторых – Enjincoin, который привлек 12 млн долларов.
Посоветовать в данном случае можно только одно: выбирайте стиль в зависимости от вкусов инвесторов, которым планируете показать свой проект.
Проблема
Многие молодые разработчики, презентуя свой продукт, делают упор только на описание и технические характеристики созданного ими продукта.
Часто при этом звучат фразы типа «это технологический прорыв», «подобная технология – единственная в своем роде», «ранее никто так не делал ничего подобного» и т. д.
Все это замечательно, но инвесторов в первую очередь интересует выгода. Если они не увидят возможности заработка для себя, то даже самые лучшие идеи останутся невостребованными. Поэтому уделите этому особое внимание в своем White paper.
Укажите проблемы, которые помогает решить ваш продукт, какие новые возможности он откроет в будущем и как их можно монетизировать.
Совсем хорошо, если у вас уже есть действующий прототип, и вы на практике можете показать инвестору доступные перспективы.
Планы и стратегия
Задумывались ли вы над тем, как развивать и продвигать свой продукт после того, как он будет создан? Если идеи на этот счет есть – обязательно пропишите их в вайтпейпере.
Если их нет – самое время найти, а результаты, опять же, указать в вайтпейпере. Инвестору важно знать, что разработчик способен не только сделать обещанный продукт, но и монетизировать его. В идеале White paper должен содержать планы команды на ближайшие год-полтора, включая бета-запуск.
Также важно подробно расписать планы по использованию привлекаемых средств. Это необходимо для повышения доверия.
Сегодня в мире ICO очень много кампаний, авторы которых сообщают о планах по созданию неких «индустриальных консорциумов» или запуску серии мероприятий для «развития отрасли».
Всё это звучит слишком расплывчато и вызывает сплошные сомнения в разработчиках. Лучше избегать подобных формулировок и предоставлять только «голые» факты.
Команда
Среди лиц, задействованных в проекте, должны быть все необходимые для его реализации специалисты. И всех их, разумеется, нужно упомянуть в White paper.
Не только одну-две ключевые персоны, но всех, кто участвует в разработке. А также в продвижении и продажах. Да, именно так.
Продажи – важная составляющая успеха вашего продукта, и наличие в команде соответствующего специалиста необходимо. Не забываем, что инвестору важна не только разработка продукта, но и его монетизация.
Токены
Отдельный раздел White paper необходимо посвятить работе с токенами. В частности, важно указать, когда они будут выпущены, и объяснить, как будет происходить старт продаж, будет ли осуществляться процедура обратных выкупов и т. д.
Если подобных упоминаний не будет, многие инвесторы могут заподозрить разработчиков в нечестной игре. Например, в желании манипулировать ценами на токены после открытия продаж.
Вывод
Как видите, подготовка White paper – задача не из простых. Она требует внимательности и вдумчивости. И не любит спешки: лучше все сразу продумать и подготовить инвестору максимальной полный документ, чем упустить важные детали ради экономии времени.
Помните, что не только уникальность вашего продукта важна инвестору, но и профессионализм вашей команды.
Ольга Манелюк, Head of Corporate Business Kreston GCG