Пустота и храмы: что показали архитекторы на биеннале в Венеции
XVI Международная архитектурная биеннале открыла свои двери для публики в Венеции 26 мая и продлится до 25 ноября. В ней принимают участие 64 страны, шесть из них впервые, в том числе Ватикан.
Идея куратора
"Свободное пространство" — так звучит тема биеннале 2018 года, предложенная кураторами Ивонной Фарелл и Шелли Макнамара — основательницами дублинского архитектурного бюро Grafton Architects. Они считают, что выбранный концепт можно рассматривать как продолжение идеи биеннале 2016 года "Репортаж с фронта", проходившей под кураторством известного чилийского архитектора Алехандро Аравены. Тогда авторы представили свои проекты, которые, так или иначе, отражали такие проблемы, как качество жизни людей, миграция, перенаселенность городов и банальность архитектуры.
Национальные павильоны
Многие национальные павильоны, большая часть которых расположена в саду Джардини, и в этом году затронули в своих работах социальные проблемы. Например, павильон Швейцарии, который был награжден "Золотым львом", это демонстрация того, какой неудобной подчас может быть архитектура для человека.
Проект Svizzera 240 House Tour, по задумке архитекторов, показывает стандартное швейцарское жилье, где высота потолков составляет лишь 2,4 метра. При этом внутри павильона происходит игра габаритов: в некоторых комнатах голова посетителя упирается в потолок, а через нее он выходит в следующее пространство с высокими потолками и дверьми.
А вот в национальном павильоне Великобритании экспозицию составили лишь свободные залы и белые пустые стены, при этом британский проект был награжден специальным призом. Одна из идей проекта Island, по словам архитекторов из Caruso St. John Architects, заключается в возможности свободной организации пространства. По мнению британцев, квартира должна подстраиваться под человека, а не наоборот.
В павильоне Франции тоже освободили пространство главного зала, а все необходимое для жизнедеятельности человека поместили на стены. Таким образом французы демонстрируют, что можно не отказываться от привычных предметов, а освобождения территории квартиры можно добиться при помощи умной организации пространства.
Скандинавский павильон рассматривает заданную кураторами тему в разрезе экологии: внутри залов выставлены громадные пластиковые надувные пузыри Another Generosity. По задумке авторов, эти элементы отсылают к теме воды и воздуха — как и без них, человеку в сегодняшнем мире не выжить без архитектуры.
Идея японского павильона — архитектурный рисунок, который может служить не только наброском будущей постройки, но и своеобразным документом, подтверждающим актуальную ситуацию места будущей постройки. В экспозицию павильона включены 42 архитектурных рисунка со всего мира, сделанные за последние 20 лет.
В свою очередь главной проблемой павильона Дании стал баланс между невесомостью дизайна зданий будущего и их прочности и практичности.
Станция России и премьера Ватикана
Комиссаром российского национального павильона в 2016 году был выбран ректор Санкт-Петербургской академии живописи, скульптуры и архитектуры Семен Михайловский. Российская делегация в программе 2018 года представляет проект "Станция Россия", а темой экспозиции стали железные дороги. Они, по мнению авторов, как ничто отражают заданную кураторами тему — свободное пространство. Павильон России стилизован под железнодорожную станцию, здесь есть зал ожиданий и камера хранения. Последняя представлена демонтированными камерами хранения с московского вокзала в Санкт-Петербурге. Дверцы камер открываются, а внутри фотографии известных архитекторов.
А вот Ватикан принял участие в биеннале в Венеции впервые. Его экспозиция расположилась на острове Сан-Джорджио-Маджоре. Павильон Ватикана состоит из десяти часовен, которые были спроектированы архитекторами с разных концов мира и разных вероисповеданий, среди них — именитое бюро Foster + Partners.
По идее кураторов, все часовни должны были быть построены из природных материалов, отражающих многовековые традиции храмовой архитектуры. Ватиканская выставка, в отличие от остальной экспозиции биеннале, дополнена абсолютной тишиной.
На острове Сан-Джорджио не так многолюдно, посетители ходят из храма в храм, практически беззвучно, словно проявляя уважение к религиозному и духовному концепту экспозиции.
Престижный фестиваль современного искусства и архитектуры проводится в Венеции уже в течение 123 лет. Биеннале не работала только в годы Второй мировой войны. Россия принимает участие в Венецианской биеннале с 1914 года. В 2016 году российская экспозиция рассказывала о прошлом, настоящем и будущем ВДНХ и называлась V.D.N.H. Urban Phenomen.