Сумасшедший талант: уникальный почерк легендарных женщин-архитекторов

Сумасшедший талант: уникальный почерк легендарных женщин-архитекторов

Буквально через неделю в Москве стартует Moscow Urban Forum 2018, в котором примут участие именитые архитекторы и урбанисты, в том числе одна из известнейших женщин-архитекторов — нидерландка Франсина Хубен. Сайт "РИА Недвижимость" решил вспомнить самых ярких дам, которым надо быть сильнее мужчин на архитектурном Олимпе.

Нидерландский бриллиант

Принцип трех "К" — композиция, контрастность, комплексность — лежит в основе метода руководителя мастерской Mecanoo Франсины Хубен. В ее работах прослеживается очень бережное и рациональное использование земли. Поэтому некоторые свои проекты Хубен словно пытается спрятать в окружающее пространство, как, например, здание библиотеки Дельфтского технического университета, которое уютно расположилось под зеленым "холмом", выполняющим функцию общественного пространства.

Однако самой популярной и узнаваемой, хотя одновременно и спорной, ее работой считается библиотека в Бирмингеме (Великобритания). В оформлении фасада здания видна страсть Хубен к "слоистости" и "ажурности" при строгих и четких формах самой постройки. Показательной является и ее Дворец правосудия в Кордове (Испания) — массивное белое здание-кирпич выглядит изящно за счет ажурной перфорации фасада и эффектных "пустот" в конструкции. По тому же принципу сделан фасад спортивного колледжа Fontys в ниджерландском Эйндховене — в плотной кирпичной кладке вдруг появляются пустоты, с помощью которых архитектор "рисует" образы спортсменов.

Большая часть работ Хубен реализована в Нидерландах, однако у архитектора в копилке имеются проекты, разработанные для Вашингтона (США) — реконструкция Мемориальной библиотеки Мартина Лютера Кинга; Гаосюна (Тайвань) — транспортно-пересадочный узел; Шэньчжэня (Китай) — Культурный центр района Лунган.

Кстати, Хубен примет участие в одной из панельных дискуссий Moscow Urban Forum 2018, который пройдет с 17 по 21 июля. В рамках дискуссии спикеры обсудят, удалось ли Москве найти общий язык с иностранными архитекторами, что получилось и не получилось в работе с международными архитектурными бюро и как это повлияло на архитектуру города?

У проектов Хубен есть изюминка: их нельзя оценивать издалека, они как шкатулка с секретом, который раскрывается при приближении. Так, в волнообразных полосах потолка вокзала Делфта (Нидерланды) начинаешь угадывать карту города.

Гроза геометрии

Блистательная звезда Захи Хадид продолжает светить на архитектурном небосводе даже после ее смерти. Именно она открыла дорогу своим коллегам дамам в "высший свет" архитектуры, получив в 2004 году "архитектурный Оскар" — Притцкеровскую премию. Хадид прокомментировала свою победу не без иронии: "…я не знаю, с чем это связано в большей степени: с тем, что я женщина, с тем, что я из Ирака, или с тем, что я сумасшедшая".

Сумасшествие — в принципе, так иногда хочется сказать, глядя на работы Хадид. Да и может ли быть иначе у ярчайшего представителя деконструктивизма, который нарушает все классические представления о об архитектурном пространстве? Архитектор шинкует, мнет, смещает и складывает стопками как сами здания, так и их интерьеры.

Долой геометрию — это скучно, словно говорит Хадид своими работами. Ее здания больше похожи на инсталляции современных художников, собственно, она сама была автором инсталляций и театральных декораций.

Кстати, Москва тоже может похвастаться проектами от Хадид: бизнес-центр Dominion Tower и технопарк Сбербанка в инновационном центре "Сколково".

Бесконечное пространство

Японская современная архитектура — это ода функционализму построек и чистоте их форм и цвета. Так, основатель мастерской SANAA Кадзуё Сэдзима совместно со своим партнером Рюэ Нисидзавой во всех своих проектов словно хочет отказаться от цвета вообще. Поэтому их проекты в основном либо белые как Школа менеджмента и дизайна Цольферайн в Эссене (Германия), либо бесцветные, то есть прозрачные, как магазин Dior Omotesando в Японии.

Сэдзима стала в 2010 году первой женщиной, руководившей проведением биеннале архитектуры в Венеции. И, кстати, она со своим партнером стали лауреатами Притцкеровской премии в 2010 году. Жюри вознаградили архитекторов как раз за "кажущуюся простоту" их проектов, за которыми стоит попытка стереть границы пространства, сделать его непрерывным, бесконечным, легким, не довлеющим над человеком.

Дива гипернапряжения

Экстравагантная, максимально экспрессивная и претенциозная во всем — от внешности до архитектурных проектов — такая она, француженка Одиль Декк. Про свою работу на архитектурном поприще она говорит, что женщина здесь должна бороться больше, должна быть сильнее, чем мужчина.

Свои работы архитектор именует придуманным ею же стилем hyper-tension ("гипернапряжение"). В своих проектах она использует самые продвинутые технологии и современные материалы. Ее здания всегда имеют какой-то вызов, какой-то "шокирующий" элемент. Глядя на некоторые из них, думаешь, будто кто-то взял классическое здание и частично сломал его или вложил в него чужеродных деталей.

Источник

Автор: Валерия Лобич
10.07.2018 (23:59)