В мегаполисах квартиры у метро стоят на 14% дороже
Около 11% от объема предложения на вторичном рынке жилья в тех городах-миллионниках, где работает метрополитен, сконцентрировано в зонах пешей доступности его станций. Аналитики компании ЦИАН проанализировали вторичный рынок жилья в региональных центрах, где действует метрополитен (Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Самара и Новосибирск), чтобы определить, как непосредственное соседство со станциями метро (до 7 минут пешком) влияет на стоимость жилья на вторичном рынке.
В Новосибирском и Екатеринбургском метрополитене наблюдается наибольший годовой пассажиропоток среди рассматриваемых городов — 80,7 и 49,2 млн. человек соответственно (за 2016 год). В этих же городах отмечена максимальная средняя надбавка на стоимость жилья на вторичном рынке за близость к метро – чуть выше 20%. В Новосибирске средняя цена квадратного метра квартиры в пешей доступности от станций метро составила 75 тыс. руб., в более удалённых локациях цена снижается до 61 тыс. руб. В Екатеринбурге – 82 тыс. руб. против 68 тыс. руб.
Казанский метрополитен — самый молодой в России, он был открыт к 1000-летнему юбилею города в 2005 году. На рост цены квадратного метра жилья на вторичном рынке сильнее всего влияет близость станций метро, расположенных в центральной части города — «Кремлёвская», «Площадь Тукая» и «Суконная слобода». У перечисленных станций средняя цена квартиры составила 89 тыс. руб., что на 19% больше, чем в домах, до которых надо добираться до метро на наземном общественном транспорте. В среднем по городу премия за близость к метро составила 6%. В начале лета 2018 года планируется открытие очередной станций метро – «Дубравная», где премия за близость к метро пока невелика (не более 2%).
По числу станций Нижегородский метрополитен занимает третье место в России (14 станций) после Москвы и Санкт-Петербурга. В среднем по городу жильё в пешей доступности от станций метро лишь на 3% дороже, чем в более удалённых домах. Такая небольшая разница связана с тем, что почти половина станций находится в непрестижных кварталах в промзонах в заречной части Нижнего Новгорода, что снижает привлекательность этих домов, несмотря на соседство со скоростным подземным транспортом. Наиболее заметный разброс цен отмечен у станции метро «Горьковская» (26%), которая расположена в центральной части города. К началу чемпионата мира по футболу 2018 года планируется открытие пятнадцатой станции – «Стрелка», которая значительно улучшит транспортную доступность района Мещерское озеро и стадиона «Нижний Новгород». Цены на квартиры у будущей станции метро сейчас в среднем дороже на 7%, чем в более удаленных локациях.
В Самарском метрополитене зафиксирован самый низкий годовой пассажиропоток – 16,3 млн человек, что в 5 раз меньше, чем в Новосибирске (при сопоставимой численности населения). Метро в городе на Волге начали строить в 1980-е годы, но линию тянули не из центра на окраины, а ровно наоборот — из крупнейшей промзоны в сторону центра. В итоге трасса первой линии так и не дошла ни до одного из транспортных узлов (железнодорожный вокзал и все автостанции остались в стороне), а число работающих на заводах на Безымянке за последние годы заметно снизилось. В связи с этим, в среднем по городу жильё в пешей доступности от метро не дороже, чем в более удалённых домах, а в некоторых случаях и дешевле.
Табл. 1: Средняя цена кв. метра на вторичном рынке в городах-миллионниках в пешеходной доступности станций метро, тыс. руб., данные за 2018 год.
Источник: расчеты Аналитического центра ЦИАН
Табл. 2: Средняя цена кв. метра на вторичном рынке в городах-миллионниках в пешеходной доступности станций метро, тыс. руб., данные за 2018 год.