Золотые заклепки и фонтаны: чем могут похвастаться московские мосты

Золотые заклепки и фонтаны: чем могут похвастаться московские мосты

В Москве более 450 самых разных мостов, и некоторые из них совершенно уникальные. Эксперты "Гормоста" рассказали сайту "РИА Недвижимость" о четырех самых оригинальных мостах столицы.

Фонтаны на Крестовском

Крестовский мост на проспекте Мира проходит над путями Октябрьской железной дороги. Он был построен на месте расположенного здесь с XIX столетия путепровода в 1937 году.

В XVIII веке здесь располагались Крестовские заставы — "таможенные" пункты на границах города, где проверяли документы, товары, грузы приезжих. Именно они и дали название мосту.

"По сути, это совершенно обыкновенная инженерная конструкция, такая же, как и многие другие в столице. Уникальность путепровода заключается в том, что с его двух сторон расположены по два фонтана. Это единственный в Москве мост с фонтанами", — рассказывает ведущий инженер отдела эксплуатации инженерных сооружений ГБУ "Гормост" Вячеслав Подлегаев.

Причем большую часть своего существования фонтаны были исключительно декоративными: с 1937 года по 2015 год. "Три года назад мы решили их "оживить". К фонтанам подвели электричество, установили насосы", — говорит Подлегаев. Теперь они работают, как и все остальные фонтаны столице, в теплое время года.

Воду для циркуляции в фонтанах (7 кубометров для каждой чаши) привозят специально: в обычную погоду примерно два раза в неделю, в ветреную чаще. По словам Подлегаева, например, последние недели, когда в Москве были ветра с порывами до 14-19 метров в секунду, приходилось "дозаправлять" эти фонтаны по два раза в сутки.

Дело в том, что из-за ветра вода улетает, и обратно в чашу не возвращается. По этой причине фонтаны на мостах явление весьма нераспространенное: ветер возникает и в результате движения автомобилей.

Золотая заклепка Крымского

Крымский мост, построенный на год позже Крестовского, 1938 году, — один из самых красивых, известных и популярных среди туристов в столице. Неудивительно, что с 2007 года он даже был включен в реестр охраняемых объектов культурного наследия города.

В давние времена в этом месте проходил брод через Москву-реку, которым пользовались крымские татары во время набегов на Первопрестольную, а в XV-XVII веках неподалеку отсюда располагался двор, где останавливались послы, торговцы и гонцы из Крымского ханства. Вероятно, так предшественники современного моста и получили свое название.

По словам заместителя начальника участка "Гормост-СЭК" Александра Буденного конструктивно Крымский мост состоит из пролетного строения, пилонов — четырех "мачт" по 28,5 метра в высоту с двух сторон, и подвесных "цепей", соединяющихся вертикальными связями с основным несущим элементом (балкой жесткости).
Все эти конструкции выполнены из стали повышенной прочности, подпорные стены и лестничные подходы оформлены гранитом. А один из самых важных и знаменитых элементов моста — "заклепки в два ряда — стальные шляпки", как говорится в сонете "Мост" писателя и поэта Генриха Сапгира.

Есть даже легенда о заклепках: будто по указу Сталина одна из них "на счастье" была выполнена из чистого золота, а потом закрашена, и потому ее до сих пор так и не нашли. "Заклепок на мосту миллионы, может быть, это и правда, но документальных подтверждений тому нет", — отмечает Буденный.

За 80 лет существования стальные поверхности моста ни разу не менялись, их только ежегодно обновляют — очищают, покрывают специальным защитным слоем металлогрунта и особой устойчивой краской, рассказывает Буденный. Вероятно, они прослужат еще столько же.

Живописный — он такой один

Название единственного в Москве вантового моста, открытие которого состоялось в конце 2007 года, говорит самоза себя, он самый живописный в столице. Являясь продолжением Северо-Западного тоннеля, он соединяет Новорижское шоссе с проспектом Маршала Жукова.

Вантовые мосты более дорогие в строительстве, потому их довольно мало не только в Москве, но и вообще в мире. Эту технологию используют в тех случаях, когда необходимо создать весьма большой пролет, поясняет Подлегаев.

В случае с Живописным мостом как раз так и вышло — понадобилось сделать такой пролет: на илистых берегах невозможно было поставить опоры. Также из-за особенностей берегов мост проходит не прямо через реку, а по диагонали.

По словам главного инженера участка "Гормост-ТСБ" Дмитрия Величкина, длина моста составляет 1700 метров, верхняя точка арки, где расположено сооружение в виде эллипсоида, достигает почти 100 метров. Создателями моста предполагалось, что эта "капсула" будет использоваться для размещения там, например, ресторана. Но пока стеклянный шар пустует.

"Целующийся" Богдан Хмельницкий

Еще один известный и популярный среди горожан и туристов столичный мост Богдана Хмельницкого открыли в 2001 году, он пешеходный и крытый. Здесь регулярно проводятся разные фестивали, культурные мероприятия, выставки, а в 2002 году был установлен мировой рекорд по количеству целующихся одновременно пар. На мосту собралось 2226 человек, а предыдущий рекорд установили 826 человек в США.

Мост, длиной 245 метров, соединяет район Киевского вокзала с Плющихой и Саввинской набережной, рассказывает начальник службы эксплуатации инженерных сооружений участка "Гормост-тоннели" Андрей Маслов.

При этом пролеты моста, или арка, высотой 135 метров и весом 1400 тонн, значительно старше всего сооружения, они были изготовлены еще в 1905-1907 годах.
Раньше арка являлась частью Краснолужского моста, который был построен на 38-м километре Московской окружной железной дороги. Он был предназначен для грузовых поездов, также на нем были пешеходные тротуары.

К XXI веку Краснолужский мост перестал соответствовать современным требованиям, и его решено было разобрать. Пролеты перенесли на 2,5 километра выше по течению реки, водрузили их на новые опоры и превратили в пешеходный мост Богдана Хмельницкого. На старые опоры был поставлен новый мост, который стал частью Малого железнодорожного кольца.

Источник

Автор: Валерия Лобич
14.06.2018 (12:43)